Павел Ветер (kay_jay_litee) wrote,
Павел Ветер
kay_jay_litee

Categories:

Игра с ноутбука: как не залажать

К 2010 году большая часть ди-джеев играет с ноутбуков. Я уже несколько лет работаю исключительно с бука и за это время выработал несколько правил, которые помогают свести к минимуму количество проблем во время моих клубных выступлений.

Танцпол ревёт, тебя обожают все женщины клуба, ты на самом пике сложнейшего меш-апа, полностью погружён в процесс и чувствуешь себя Богом Клубного Звука. Вдруг компьютер перестаёт реагировать на твои действия, через несколько секунд ты видишь синий экран смерти… А потом наступает тишина. Все глаза в клубе устремлены на тебя, а ты, красный как рак, стоишь и не знаешь, куда себя деть. Что делать, когда косяк уже произошёл?

1. Захвати в клуб парочку аудио-CD.

И держи их под рукой! Лучше всего положить диски на ди-джейскую стойку. Если с твоим сет-апом возникнет какая-то проблема, можно очень быстро переключиться на CD. Часто публика ничего не замечала даже в том случае, если я играл видео и переходил на аудиодиск.

2. Забей в семплер микшера нейтральную петлю с ударными.

Если ты работаешь в паре с МС, то в момент твоих проблем он может зачитать фристайл или провести конкурс. Кстати, не стоит бояться микрофона, если МС рядом нет. Пара фраз в микрофон во время тишины после технического сбоя лучше гробового молчания. Пусть люди знают, что через минуту-две всё будет окей.

3. Если через пару секунд всё развисло — играй дальше и забудь об этом.

Пусть даже пришлось заново поставить почти доигравший до конца трек, а в эфире проскакал табун коней. Для большинства посетителей ничего не случилось. Те же, кто заметил, забудут об этом к следующей дорожке.

Синие экраны, хоть и добавляют адреналина ди-джею, но ничуть не улучшат сеты. У проблем могут быть три родителя — хард, софт и человеки. Попо рядку:

1. Жёсткие диски — не вечны, backup — обязателен.

Крайне неприятно будет в один прекрасный момент собираться в клуб и обнаружить, что жёсткий диск на ноутбуке умер, отправив на тот свет любовно отбираемую в течение многих лет коллекцию музыки. Потому — стоит потратить несколько тысяч рублей на второй жесткий и завести привычку копировать туда с бука весь материал, базу данных программы, а так же её саму со всеми плагинами, настройками и всем таким.

2. Перед выходом из дома проверь, всё ли ты взял.

Крайне неприятно возвращаться домой за забытым блоком питания или искать в клубе, у кого бы взять USB- или аудиопровод. Потому лучше дома проверить, что всё нужное в сумке. На всякий случай стоит взять с собой лишние провода, так как провода со временем могут перетереться. То же относится к дискам и пластинкам с таймкодом. В некоторых клубах подключение плееров к пульту производят через digital-вход, если хочется использовать таймкод — пригодится лишний комплект кабелей для плееров. Невероятно полезно иметь так же в сумке небольшой фонарик, несколько чистых CD и DVD.

3. Подключайся заранее, перепроверяй всё перед игрой.

Старайся не откладывать подключение на последние минуты перед сетом. Держи в голове схему проверки всего своего барахла. Например: проверил, что горит светодиод на блоке питания, проверил, что нашлись звуковая карта и контроллеры, проверил, что включена двухдисплейная конфигурация рабочего стола, запускаешь программу, двигаешь крутилку на контроллере и видишь отражение её движения в интерфейсе, проверяешь таймкоды, проверяешь видео — и ты готов.

4. Не скупись на мелочи.

Хорошие USB- и аудиопровода стоят чуть дороже, но они того стоят. Я очень долго возился с драйверами под Akai MPD24, перетыкал его между портами, подключал внешний блок питания, а проблема оказалась в некачественном USB-кабеле от Defender. Впрочем, намного чаще ломаются и перетираются аудиопровода. Так же, чаще всего, в каждом новом клубе, да и на каждой новой вечеринке, оборудование стоит по-разному. Невероятно полезными бывают USB-провода разной длины. Я купил на usb.brando.com короткие USB-провода — и даже если всё моё барахло расположено очень компактно, на столе не возникает макаронное царство.

5. Используй всегда одни и те же USB-порты для одних и тех же девайсов.

Может быть так, что у разных USB-портов на твоём ноуте разная электрическая мощность и пропускная способность — иногда они подключены к разным микросхемам, что раздают USB внутри твоего бука. Экспериментальным путём дома выяви конфигурацию, когда всё работает без сбоев и придерживайся её в клубе. Обычно максимальная электрическая мощность у USB-портов, совмещённых с eSATA. Используй их для подключения внешних жёстких дисков, контроллеров с большим количеством мигающих светодиодов и дисплеев — типа Akai APCxx, Novation Launchpad, многоканальных звуковых карт. На макбуках все порты дают избыточную электрическую мощность, но не все одинаково скоростные. Более быстрый порт на новых MacBook Pro — дальний от пользователя. Туда лучше подключить жёсткий диск или звуковую карту.

6. Минимизируй количество используемых устройств.

Стандарт USB изначально был нацелен на бытовое и офисное применение, а там главное — чтобы было проще втыкать и вынимать устройста — поэтому нет никакой фиксации устройств в разъёме. Соответственно, чем больше у тебя устройств подключено к ноутбуку, тем больше возможность, что что-то отвалится. Постарайся обойтись в клубе без мыши и внешнего жёсткого диска. Никогда не соглашайся во время своего сета втыкать в ноутбук флешки, перебрасывать фотки с карт памяти или записывать диски. Если что-то пойдёт не так — виноватым будешь ты.

7. Консультируйся с резидентом клуба при подключении.

Спроси, в какую электрическую розетку лучше воткнуть ноутбук. Часть розеток может относиться к электрической линии, куда воткнуто световое оборудование. Импульсные помехи от стробоскопов или проседание напряжения в сети от дым-машин вряд ли скажутся положительно на стабильности системы. Помимо этого часть каналов на микшере может быть условно рабочей, пробивая в определённых положениях фейдеров или готовя иные пакости. Так же спроси об исправности CD-плееров или виниловых вертушек.

Если сетап собран как надо, всё подключилось и нашлось, кабели проложены аккуратно и ты не забыл воткнуть ноутбук в розетку — проблемы могут поджидать со стороны софта. Разрулить всё помогут простые правила.

1. Устанавливай как можно меньше программ на рабочий ноутбук.

Если другого компьютера у тебя нет — разбей при покупке жёсткий диск на два раздела. На одном разделе держи конфигурацию для домашнего пользования, на втором — для клубов и домашних DJ-экспериментов. Достаточная конфигурация системы для клубов — твоя DJ-программа, файловый менеджер и антивирус.

2. Не обновляй версию программы или драйверов перед выходом их дома.

Всегда тестируй новую версию софта, новые плагины и драйвера дома. Лихорадочно откатываться на версию назад или качать и переустанавливать драйвера в клубе — тот ещё экстрим. Если играешь новые форматы файлов — проверь, как с ними работают плагины, что будет, если использовать петли, максимальные значения питча, играть одновременно несколько таких файлов. Как пример, мой ноутбук прекрасно тянет видео в FullHD-качестве, если это видео одно. Узнал я об этом во время клубного выступления.

3. Не ползай в интернете во время сетов.

Криво написанный flash-баннер может намертво завесить процессор. Что тогда ты будешь делать?

4. Не пускай никого за свой ноутбук.

Дорвавшись до твоей прокачанной DVS, человек со стороны может не со зла изменить пару параметров в опциях. Ты этого даже не заметишь… до самого важного момента твоего сета. Поставь на вход в систему пароль. Если надо отойти от компьютера — блокируй его.

Последняя возможность шикарно запороть сет — люди. И они бывают двух типов.

1. Коллеги по цеху

Смело шли нахуй и бей по рукам перепивших МС и юных ди-джеев, которые стремятся подёргать фейдера или поиграться с KAOSS Pad. На утро извиняться будут они. Если после твоего сета встаёт другой ди-джей со своим барахлом, самое правильное — переключиться за время, пока играет пара компакт-дисков. Если в ди-джейке во время твоего сета кто-то что ищет или подключает — контролируй, как можно чаще, всё ли у тебя подключено. Ненароком могли задеть USB-кабель, вытащить бук из розетки, перещёлкнуть phono/line на пульте, отключить тебя от проектора и т.д.

2. Публика

Самый лучший вариант — если тебя от публики отделяет сцена или ди-джейка определённой высоты. Если же нет — смело шли нахуй и бей по рукам перепивших посетителей, которые стремятся поставить на твой стол напитки или кинуть клатчи на провода. Помни народную примету: стакан с пивом на ди-джейском столе предвещает скорую покупку нового макбука. Во избежание всяческих косяков: если стол расположен в непосредственной близи от публики — требуй охранника, который будет отгонять от него посетителей. Зачем тебе выполнять чужую работу?

Удачных сетов, бро!
Tags: djing, dvjing, midi, virtual dj
Subscribe

  • Вещь!

    Сгонял вчера в клуб с моим новым DN-HC1000S и составил определённое о нём мнение. По большому счёту, оно состоит из одного слова — «Вещь!».…

  • Новости маппинга

    Минус Virtual DJ — отсутствие рик-луп-ролла. И совсем большой минус — когда есть миди-контроллер с кнопкой «LOOP ROLL». Но большой…

  • VDJScript и миди-контрооллеры

    В шестёрке VirtualDJ появился язык VDJ Script. Он гибкий, мощный и вообще няшка. Парочка примеров использования: 1. Как назначить на одну…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments